Tribuna/Единоборства/Блоги/О духе времени/Как школьная знакомая Латушко вдруг стала чемпионкой мира по сумо, а потом поддержала диктатуру

Как школьная знакомая Латушко вдруг стала чемпионкой мира по сумо, а потом поддержала диктатуру

Боялась, что японцы сделают харакири.

Автор — bytribuna com
15 сентября, 20:00
Как школьная знакомая Латушко вдруг стала чемпионкой мира по сумо, а потом поддержала диктатуру

В свои 25 Вероника Козловская была многократной чемпионкой мира и Европы по самбо, а в 1995 году к этим достижениям она приплюсовала еще одно - выиграла Универсиаду в японской Фукуоке по дзюдо, что дало возможность остаться в Японии для подготовки к чемпионату мира по этой дисциплине. Тренировки проходили в институте Кодокан, что в переводе означает «Дом изучения пути». Это руководящая организация в мире дзюдо, основал ее Дзигоро Кано в конце 19 века - собственно, этот человек и придумал единоборство. Институт занимает в Токио девятиэтажное здание, где находятся сотни татами для подготовки спортсменов. Многие дзюдоисты в мире мечтают там заниматься.

Вот тогда по японскому телевидению Козловская и увидела впервые сумо. Заинтересовалась, но не думала про участие в соревнованиях. Тем более женщин в ту пору еще не выпускали на дохе (так называется круглая площадка для сумо). Чемпионат мира по дзюдо беларуска провалил, не попав даже в восьмерку. В память о той поездке сохранилась фото в традиционном японском кимоно.

Но четыре года спустя сумо настигло Козловскую, а поспособствовал этому коллега-самбист, также чемпион мира и Европы, Эдуард Грамс. В начале 90-х советский спортсмен переехал в Германию, где стал топовым дзюдоистом. В 1999-м Грамс стал зазывать беларусов на 8-й чемпионат мира по сумо, который впервые в истории проходил не в Токио, а в немецкой Ризе. На том турнире впервые проводились женские схватки. Дзюдоистке Козловской было предложено в них поучаствовать, несмотря на полное отсутствие опыта.

Позже спортсменка рассказывала, что всего за час изучила правила нового для себя единоборства, – и сходу стала победительницей турнира. В полуфинале она прошла титулованную и более тяжелую японку, использовав самбистскую подсечку. В беларусских медиа поспешили назвать Козловскую чемпионкой мира, хотя к этому званию есть большие вопросы по части легитимности. Официально мировые первенства среди женщин стали проводиться только два года спустя, однако экс-дзюдоистка точно что-то выиграла.

После неожиданного триумфа к Козловской подошел тренер из Японии и поинтересовался, как давно она занимается сумо. Чтобы не шокировать мастера рассказам о первой примерке сумоистской экипировке, которое состоялось буквально накануне соревнований, Козловская соврала, что тренируется год.

«И все равно он был поражен. Чтобы его окончательно не расстраивать, рассказала, что у меня второй дан по дзюдо, что я – неоднократная чемпионка мира по самбо, чем окончательно его запутала, потому что про самбо он вообще не слышал», – вспоминала Козловская.

«Думаю, если б сказала правду [что не занималась сумо], они бы себе харакири сделали», – в другом интервью добавляла спортсменка.

Успех новоиспеченной сумоистки заставил шевелиться лукашенковский Минспорта. Чиновники после свалившегося с неба золота взялись за регистрацию национальной федерации по сумо, получив в подарок от японцев тренировочный дохе и десяток комплектов формы. На международном турнире в следующем году - проходил в бразильском Сан-Паулу - Козловская стала третьей.

На первый официальный женский ЧМ (проходил в 2001-м в японском Аомори) беларуска вообще могла не отправиться – сильно заболел ее отец, было не до тренировок. После длительного перелета Козловская хорошенько отоспалась и начала сметать соперниц в категории свыше 80 килограммов.

«Мне нужно было выплеснуть накопившуюся энергию, всю свою злость на болезнь, которая папу разъедала, на то, что мы с сестрой не можем ему помочь… Победы давались легко, но никакой особо бурной радости не приносили…» – рассказывала она после завоевания золота.

Тот успех повысил узнаваемость Козловской. Вскоре она снялась в эпизодической роли беларусско-российского сериала «Ускоренная помощь», где сыграла грозную сумоистку в серии «Врачи слезам не верят».

С тех пор о каких-то спортивные достижениях Козловской не было слышно. 10 лет спустя она говорила, что ни за какие коврижки не вернется в сумо - мол, время ушло. Да и самого сумо в Беларуси, кажется, не осталось - не прижилась экзотика на нашей земле. Сайта у Беларусской федерации сумо не существует, а и без того малоактивные соцсети организации не обновляются с января 2020-го. На сайте Минспорта Лукашенко значится, что федерацию возглавляет Николай Удод – предприниматель из Лиды. О его заместителях (если они вообще существуют) ничего не известно.

Зато вне спорта не осталась сама Козловская - правда, она вернулась к истокам. Сейчас работает старшим тренером национальной команды Беларуси по самбо, которая пережила чистки после выборов-2020, и параллельно занимает пост первого заместителя председателя в профильной федерации. Организацию возглавляет генерал-майор лукашенковской так называемой милиции Александр Кобрусев. В ноябре 2017-го силовик был отправлен на пенсию с поста замминистра режимного МВД по идеологической работе и кадровому обеспечению.

Сама Козловская также верна режиму – подписала письмо спортсменов в поддержку диктатуры. А ведь в 1992-м брала европейское золото по самбо под национальным бело-красно-белым флагом.

Также Козловская училась в одной школе не только с титулованной конькобежкой Анжеликой Котюгой, но и с руководителем Народного антикризисного управления Павлом Латушко. Судя по отзыву Котюги, Козловская была неплохо знакома с политиком.

«Когда он [Латушко] пошел по карьерной лестнице в МИДе, мне самбистка Вероника Козловская говорила: «Знаешь, где наш Паша?» Я в ответ: «Ничего себе! Во добавил!» – вспоминала Котюга.

Другие посты блога

Все посты