Tribuna/Футбол/Блоги/Спортивный канал/Гвинеец с бронзой Кубка Африки-2021 (да, ему 25) вовремя перешел в «Рух» – ускользнул из страны прямо перед военным переворотом. Хаву «Ливерпуля» и партнеру Лисаковича повезло меньше

Гвинеец с бронзой Кубка Африки-2021 (да, ему 25) вовремя перешел в «Рух» – ускользнул из страны прямо перед военным переворотом. Хаву «Ливерпуля» и партнеру Лисаковича повезло меньше

Автор — Tribuna.com
7 сентября 2021, 17:12
7
Гвинеец с бронзой Кубка Африки-2021 (да, ему 25) вовремя перешел в «Рух» – ускользнул из страны прямо перед военным переворотом. Хаву «Ливерпуля» и партнеру Лисаковича повезло меньше

Перед стартом ЧБ-2021 в «Рух» Александра Зайцева перешла значительная часть состава из прошлого проекта Зайцева – брестского «Динамо». Поэтому клуб по ходу сезона не особо активничал на трансферном рынке, лишь подписав в июне Александра Нойока, в карьере которого между двумя брестскими командами затесался «Оренбург». Однако на днях к «Руху» все же присоединился еще один футболист – 25-летний гвинейский защитник Наби Камара.

Для таких лет новичок выглядит весьма брутально, а скандалы со скрывавшими свой настоящий возраст африканцами – совсем не редкость в мировом футболе (в подобном подозревали в том числе нигерийца Осучукву, в последние годы поигравшего и за «Динамо», и за «Рух»). Так что в комментариях под новостями о переходе Камара прогнозируемо много сомневающихся в правдивости его паспортных данных. 

Однако в случае с Наби какие-либо подтверждения этой теории в открытом доступе отсутствуют – во всех источниках его дата рождения соответствует той, что указана на сайте «Руха» (10.05.1996). Поздравления с 25-летием в своих соцсетях футболист также принимал в верный день. Кстати, в фейсбуке на него подписаны 24 тысячи человек – кажется, это рекордный показатель для действующих игроков ЧБ.

Легкую путаницу может внести разве что популярность фамилии Камара в Гвинее. За последние годы в сборной этой страны засветилось 16 ее носителей (из 44 игроков в целом). Более того, у нового дефа «Руха» в гвинейском футболе есть два полных тезки! Наби «Месси» Камара (ага, нескромное прозвище) родился в 2001-м и играет на позиции атакующего полузащитника в тунисском клубе «Сфаксьен». А вот Наби Абдулайе Камара, выступающий в домашнем чемпионате за «Камсар», тоже защитник, да и старше свежеиспеченного брестчанина на пару лет – но совсем на него не похож.

Идентифицировать нужного нам футболиста проще всего по никнейму – Наби Камара называют Policier, то есть «Полицейским». В нынешней Беларуси прозвище в честь представителя силовых структур звучит довольно сомнительно, но вот в Гвинее защитник его с удовольствием использовал – у него даже есть соответствующий хэштег в соцсетях (#K23LePolicier). Так же его называли и болельщики в комментариях, и бывший клуб в сообщениях на сайте.

Выступал Наби на родине за «Хафию». В семидесятых-восьмидесятых эта команда доминировала не только дома (15 титулов), но и на континенте (три победы в африканской ЛЧ). Однако после дебюта Камара в 2015-м «Хафия» завоевала лишь один трофей – Кубок страны-2017. В лиге клуб два сезона подряд (2017/18 и 2018/19) становился вторым, но от гегемона «Хоройи», взявшей семь титулов подряд, оба раза сильно отставал. Прошлый же чемпионат, завершившийся в июне, «Хафия» завершила на пятом месте – для завоевания путевки в афрокубки не хватило одного балла.

В общем, далекие от былого величия результаты, но сам Камара был на хорошем счету: безальтернативно занимал правую бровку в обороне, признавался лучшим на этой позиции в чемпионате, входил в символическую сборную, был вице-капитаном. В серебряном для «Хафии» сезоне-2018/19 Наби имел самый большой наигрыш в команде. Через несколько месяцев после этого защитник дебютировал за сборную Гвинеи – провел пару матчей в отборе на Кубок Африки. Правда, с ходу закрепиться в «националке» у него не вышло – в 2020-м Камара в команду не вызывали.

Зато приглашение пришло сразу на основной этап КАН, в январе нынешнего года проходивший в Камеруне. Более того – защитник с минимальным опытом в сборной, которому тогда было 24 года, сразу стал вице-капитаном команды. А так как основной кэп прямо перед стартом получил небольшое повреждение и восстановился лишь к концовке турнира, то на почти все матчи с повязкой выходил именно Камара. И Кубок Африки-2021 получился для Гвинеи просто шикарным – в группе команда победила Намибию (3:0), сыграла вничью с «Замбией» (1:1) и Танзанией (2:2). Этого хватило, чтобы выйти с первого места и попасть на Руанду, которую Камара и партнеры всухую обыграли (1:0).

После этого на связь со сборной вышел президент Альфа Конде. Он поздравил команду с выходом в 1/2 финала, а Камара на правах капитана пообещал, что команда сделает все возможное, чтобы в нем победить, а затем и вовсе взять трофей. Но не вышло: в полуфинале случилась упорнейшая битва с Мали – те победили по пенальти после нулей в основное и дополнительное время. Но закончила КАН Гвинея на мажорной ноте – в матче за бронзу обыграла Камерун (2:0) и завоевала вторые медали на турнире в своей истории (еще было серебро-1976). Новичок «Руха» отыграл целиком все матчи кроме последнего, который провел на скамейке.

После этого Камара сыграл за сборную в мартовских в двух отборочных уже на новый континентальный турнир. Но затем вновь выпал из состава – четыре товарняка в мае-июне прошли без него. Не вызвали Наби и на сентябрьские встречи квалификации Кубка Африки против Гвинеи-Бисау и Марокко. Возможно, произошло это как раз из-за намечавшегося трансфера в «Рух» – официально сделка была подтверждена 6 сентября, но футболист анонсировал переезд в Европу еще 30 августа. И кажется, что сейчас Камара вряд ли грустит из-за непопадания в заявку сборной – домашний матч с марокканцами был отменен из-за вспыхнувшего военного переворота, а затем в Гвинее закрылись границы, и футболисты застряли в стране.

Проведем небольшой экскурс в гвинейскую историю. В конце XVIII века на современную территорию страны начали проникать французы, которые спустя сто с лишним лет полностью колонизировали страну. В таком статусе Гвинея пробыла до 1958-го, когда обрела независимость и была объявлена республикой. Далее были долгие годы борьбы за власть, революций, политических столкновений, пока в 2010-м президентом не стал Альфа Конде – это был первый глава страны, признанный во всем мире. Спустя пять лет он выиграл еще одним выборы (и получил поздравление от Лукашенко). Второй срок должен был стать для Конде последним – дольше занимать президентский пост в Гвинее было нельзя по конституции. Но уходить он не захотел и по знакомой беларусам с 2004-го схеме убрал это ограничение через референдум в марте прошлого года.

Против поправок в конституцию высказались США, Франция, Африканский союз, а в стране с новой силой вспыхнули протесты, которые начались еще в 2019-м из-за многочисленных переносов парламентских выборов. В столице Конакри и других городах сторонники оппозиции выходили на улицы, поджигали автомобили и строили баррикады. Для разгона протестующих полиция применяла слезоточивый газ, а в некоторых местах и огнестрельное оружие. По данным Human Rights Watch, в результате столкновений во время протестов было убито не менее 14 протестующих и один полицейский. Новые жертвы появились после октябрьских президентских выборов, в которых Конде по официальным данным набрал около 60 процентов голосов. В столкновениях после этого погибло не менее десяти человек.

Однако Конде сумел тогда удержать власть – кажется, помогла ему в этом Россия. Африканский правитель не раз встречался с Владимиром Путиным, в 2017-м получил от него Орден дружбы  за «большой личный вклад в развитие российско-гвинейских отношений», а спустя два года, говорят, советовался насчет тех самых поправок в конституцию. Кроме того, в поддержку Конде не раз высказывался российский посол в Гвинее, а его советником называли находящегося под американскими санкциями Виктора Бояркина – главу службы безопасности компании Rusal, разрабатывающей крупнейшее месторождение бокситов в Гвинее (в этой стране находятся две трети мировых запасов этого элемента). Это предприятие принадлежит Олегу Дерипаске – глубоко связанному с Кремлем миллиардеру.

Альфа Конде и Владимир Путин

Но надолго задержаться у власти Конде все равно не сумел. На прошлой неделе он попросил правительство одной из беднейших стран мира увеличить бюджет на содержание президента и сократить финансирование госслужащих и силовиков. Как оказалось, это было ошибкой. Армия мгновенно взбунтовалась. В воскресенье министр обороны заявил, что мятеж подавлен, но в столице вокруг президентского дворца были слышны выстрелы. А потом появилось видео: Конде сидит в окружении солдат и говорит, что его не били и хорошо обращались. После этого военные объявили, что задержали президента. Переворот осуществили силы элитного подразделения группы правительственного спецназа под руководством Мамади Думбуя. Россия и Китай (эта страна много инвестировала в Гвинею) осудили действия военных и потребовали освободить Конде.

«Долг солдат – сохранить страну. Мы закончим присваивание власти в нашей стране. Мы не доверим политику одному человеку, а отдадим народу. Посмотрите на состояние наших дорог, посмотрите на состояние наших больниц. Этого хватит, чтобы понять – время просыпаться. Это наш долг», – заявил Думбуя. 

В результате в одних районах столицы Конакри началось народное ликование, в других – волнения и столкновения. В результате полковник Думбуя и соратники ввели национальный комендантский час на неопределенный срок, объявили о низложении правительства и конституции, а еще закрыли национальные границы на неделю. 

Мамади Думбуя

В этом хаосе, конечно, стало не до футбола, поэтому матч Гвинеи и Марокко, который должен намечался на вечер понедельника, был отменен. Однако из-за закрытых границ команды оказались в сложном положении. Сборная Марокко застряла в отеле, а тренер Вахид Халилоджич рассказал L’Equipe, что весь день слышал выстрелы поблизости.

«Мы в отеле, тут весь день слышны выстрелы. Ждем разрешения о выезде в аэропорт, но пока мы тут застряли. Нас ждет самолет, но нам не позволяют вылететь. На дорогу до аэропорта нужно от 45 минут до часа. Но пока слышны выстрелы, никто не гарантирует нашу безопасность. Надеюсь, что к концу дня мы окажемся в Марокко».

Вывезти команду и судей все же получилось, несмотря на закрытые границы – помогло посольство Марокко. А вот гвинейцев, которые играют в других странах, пока никто не выпускает. В неизвестности среди прочих пребывают полузащитник «Ливерпуля» Наби Кейта, опорник «Ромы» Амаду Диавара, защитник «Сошо» Флорентен Погба (брат Поля) и одноклубник Виталий Лисаковича по «Локомотиву» Франсуа Камано.

«Мы находимся в постоянном контакте с Наби и регулярно общаемся с руководством его сборной. Мы удовлетворены тем, что он в безопасности и о нем хорошо заботятся. Очевидно, что ситуация нестабильная, и мы будем поддерживать регулярный диалог с соответствующими властями, поскольку мы работаем над тем, чтобы вернуть Наби в Ливерпуль своевременно и безопасно», – сообщил представитель «Ливерпуля».

Чуть позже пришла новость: Наби Кейта нанял частный самолет на 13 мест, чтобы вывезти товарищей по команде. Борт пока ждет разрешения на посадку в Конакри, а футболисты находятся под охраной в отеле. 

Другие посты блога

Все посты