Tribuna/Тяжелая атлетика/Блоги/Дивный мир тяжелой атлетики на режим-ТВ: дружат с украинцами, братаются с русскими, своим допингом подставили всю штангу, но допингист вещает о виртуальных медалях

Дивный мир тяжелой атлетики на режим-ТВ: дружат с украинцами, братаются с русскими, своим допингом подставили всю штангу, но допингист вещает о виртуальных медалях

Говорят, что могут свернуть горы, но о посредственных результатах – молчок.

Автор — bytribuna com
7 марта 2023, 14:27
Дивный мир тяжелой атлетики на режим-ТВ: дружат с украинцами, братаются с русскими, своим допингом подставили всю штангу, но допингист вещает о виртуальных медалях

Вот уже год большинство видов белспорта находится в международной изоляции, что наложена в ответ на войну, которую с 24 февраля 2022-го продолжает Россия в Украине с использованием территории Беларуси и при поддержке режима Лукашенко. Однако беларусские режимники все равно на позитиве – даже если позитив непоследовательный: они умеют одновременно рассказывать госСМИ, что от санкций белспорт стал только сильнее, но при этом убеждать, что вот-вот вернутся на международную арену – а зачем, если без стало только лучше, почему-то не поясняют.

На госТВ вообще есть целая программа под различные рассказы режимных представителей белспорта – раз в неделю три человека собираются в студии и вещают о том, как «непсправедливы» ограничения и как в том или ином виде справляются со всем, несмотря ни на что. Нам не всегда хватает сил отсматривать подобные передачи, но на неделе мы все-таки сумели – и впечатлились, ведь об «успехах» бойко вещали функционер и тренеры от тяжелой атлетики - вида, который последние годы отмечается все больше скандалами да провалами. С экрана же получился дивный мир – присмотримся к нему внимательнее.

Началась программа с обсуждения результатов накануне бана – там не было поводов для радости: в 2021-м на ОИ номинальный фаворит Евгений Тихонцов так и не смог толкнуть заявленный вес, а Дарья Наумова стала пятой с отставанием в 11 кг от бронзы, а в конце года случился безмедальный провал и на ЧМ.

Но старшие тренеры мужской и женской сборных Олег Лобан и Валерий Сизенок соответственно быстро объяснили причины – как оказалось, во всем виноват коронавирус. Нет, спортсмены не болели в тяжелой форме – по объяснению Сизенка, беларусские участники ОИ готовились показывать максимум в 2020-м и вообще за год «трижды выходили на максимальный пик», а Игры из-за пандемии взяли да подвинули на 2021-й. Лобан в довесок пожаловался, что различные турниры в 2020-м отменяли «за месяц» – а тяжелоатлеты уже шли к ним, потому «приходилось быть всегда в форме», из-за чего «к концу года пришли все уставшие – а впереди ОИ». Правда, выглядит это «оправдание» так, что тренеры просто не умеют планировать – во-первых, о переносе игр на лето 2021-го стало известно еще в марте 2020-го, во-вторых, неужели за половину этого 2021-го спортсмены под грамотным руководством не могли успеть отдохнуть и «выйти на пик» к Играм, пожертвовав менее важными турнирами?

Однако основной темой в программе стали международный бан и соревнования с россиянами как «ответ Чемберлену». Тут тренеры снова выдавали перлы: Лобан привел чьи-то слова, переданные так называемым министром спорта Сергеем Ковальчуком, что «на ЧЕ или ЧМ борешься с одним россиянином, а здесь их 10-20» – поэтому, мол, турниры выходят «очень серьезными мероприятиями», а Сизенок пафосно заявил, что юные тяжелоатлеты не собираются уходить из вида, так как «знают, что их долг – показать максимальный результат». Но все же главным спикером оказался Виталий Крейдич, в программе представленный как зампред Беларусской федерации тяжелой атлетики (на сайте БФТА Крейдич указан лишь секретарем-юрисконсультом, но разок поверим госТВ).

Крейдич заверил, что хоть «Российская Федерация – это ближайшие наши друзья, братья», но вообще-то беларусская сторона в тяжелоатлетическом мире «со всеми дружит, ни с кем не ругается». И даже с «украинскими коллегами» якобы общается прекрасно – украинцы, мол, «немножко дистанцируются, немножко напряжение есть» (с чего бы, действительно), но в итоге будто бы «есть понимание, что мы к конфликту сторона нейтральная, и вообще спорт вне политики, вне различных конфликтов». Мы же напомним. что в результате войны погибло как минимум шесть украинских тяжелоатлетов – вот и весь «спорт вне конфликтов».

Помимо этого, если верить Крейдичу на слово, ему регулярно лично кто-то звонит из международной федерации (невероятно важная персона, оказывается). За неделю до программы вот связывался генсек – говорил, мол, что рассматривают снятие международного бана с беларусских (и российских) тяжелоатлетов, которых даже внесли в старт-листы на апрельский ЧЕ (правда, без разрешения МОК участвовать не дадут). Да и вообще новый глава международной федерации (выборы в середине 2022-го прошли с кучей скандалов) Мохаммед Джалуд из Ирака – «большой друг» беларусской федерации, потому будет максимально способствовать попаданию ее представителей на олимпийскую квалификацию. А когда сразу после начала войны вводились санкции, Крейдичу звонили будто бы наперебой руководители что европейской, что мировой тяжелой атлетики – и, что бы вы думали, «извинялись, что вынуждены принять это решение, хотя понимали, что это противоречит всем нормам Олимпийской хартии».

Почему же тогда бан все-таки был введен? У Крейдича и на это есть ответ – это все давление МОК, вплоть до того, что тяжелую атлетику якобы уберут с ОИ-2024 в случае снятия санкций (нам предлагается поверить, что Томас Бах, который запустил кампанию по нормализации возвращения россиян и беларусов, для одного вида почему-то делает жесткое исключение). А поддаются в мировой тяжелой атлетике, по Крейдичу, потому что находятся в «очень уязвимом положении» – а это, в свою очередь, из-за «допинг-скандалов, которые были в 2008-м, в 2012-м, расследования Макларена, которое выявило жесткие проблемы при Тамаше Аяне».

Тяжелой атлетике сейчас действительно плохо – на данный момент ее убрали из программы ОИ-2028. Венгр Аян, который возглавлял международную федерацию с 2000-го (до этого 24 года был там генсеком), в 2020-м был вынужден покинуть пост после журналистского расследования, где его обвинили в сокрытии допинг-проб и коррупции (а позже пожизненно забанили в CAS). За дело взялся Ричард Макларен – юрист, которого WADA нанимала для разоблачения российской допинг-системы – и обнаружил сокрытие десятков проб, пропажу из отчетности 10 миллионов долларов и подкуп избирателей на выборах. С тех пор международная федерация пытается очиститься – в первую очередь, от допинговых скандалов (с ОИ-2020 пока ни одной положительной пробы, локальный успех).

Вот только беларусский функционер на госТВ ни словом не обмолвился об огромном вкладе в мировую допинг-историю со стороны беларусских тяжелоатлетов. Именно из-за этого на ОИ-2020 и выступало всего-то два представителя Беларуси – в наказание.

В 2017-м беларусскую сборную вообще не допустили к чемпионату мира – потому что к тому моменту перепроверки проб с Олимпиад 2008 и 2012 годов, безлично упомянутых Крейдичем, оставили без медалей Андрея Рыбакова (серебро Пекина), Анастасию Новикову (бронза Пекина), Марину Шкерманкову и Ирину Кулешу (бронзовые медали Лондона). В пробах всех четверых были обнаружены следы анаболических стероидов – препаратов, которые сложно употребить по случайности. В целом же счет дисквалифицированных за «запрещенку» беларусских тяжелоатлетов шел на десятки – а некоторые после признавались: знали, что принимали, но это был, мол, «оправданный риск». Да что говорить, прямо в нынешней студии был человек с допинговым прошлым – Лобана в 2009-м забанили на два года за анаболик метандиенон.

Что касается нынешнего состояния сборной Беларуси, то на госТВ бодро пересчитывали результаты некоторых членов команды на российских турнирах в «виртуальные» медали ЧЕ или ЧМ, напоминая, что это в режимной Беларуси теперь «по закону», а Сизенок даже заикнулся о «беларусской традиции быть постоянно лучшей сборной не только в Европе, но и в мире». Правда, это утверждение разбиваются о реальность – даже если результаты беларусских штангистов на главном турнире 2022-го, чемпионате России, механически перевести в протоколы ЧЕ-2022, то получится лишь четыре медали (золото, два серебра и бронза).

Если то же проделать с ЧМ-2022, награда окажется и вовсе одна – бронза у Петра Асаенка в категории до 96 кг, которая после Токио перестала быть олимпийской. Окей, можно сравнить с ЧМ практически параллельный ему турнир в Татарстане – получим тоже одну медаль, пусть и, что не преминули отметить в эфире, золотую, у Тихонцова (Асаенок соревнование пропустил). При этом в передаче госТВ зачем-то сакцентировались на российских победах Эдуарда Зезюлина (при этом крутили повторы его безуспешных подходов к штанге) – Лобан заявил, что его результаты входят «в топ-4 мира, рядышком с третьим местом», но на деле показатель атлета отстает от «бронзового» на ЧЕ на 15 кг, а на ЧМ – на все 30 кг.

Всего же категорий в российских турнирах было 20 (по 10 у мужчин и женщин) – олимпийских теперь только 10 (по 5 каждому полу), но и так совсем не в каждой есть те, кто может показывать результаты уровня международных медалей. В сентябре 2022-го общий уровень нацкоманды разносил топовый в прошлом тяжелоатлет Андрей Арямнов.

В то время Арямнов выиграл ЧБ, очень сильно уступив показателям коллеги по категории Зезюлина (тот турнир пропускал), после чего был внесен в переменный состав сборной Беларуси на 2023-й. И то, что за спиной Зезюлина не оказалось никого круче ветерана, чьи лучшие времена остались далеко в прошлом, тоже вполне показательный момент.

Другие посты пользователя

Все посты